Личный опыт

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного  экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детском саду наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое  образование и экологическое воспитание дошкольников. Экологическая образованность и воспитанность дает возможность ребенку возможность лучше понимать отдельные аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их  и адекватно реагировать.

В настоящее время очевидна необходимость поиска новых подходов и педагогических технологий, ориентированных на формирование основ экологического сознания у детей,  учитывающих специфику  организации экологического развития и воспитания дошкольников.

Предположив, что экологическое развитие и воспитание дошкольников станет более успешным, если образовательный процесс будет опираться на использование в системе работы технологии проектирования, как к основному компоненту формирования основ экологического сознания дошкольников.  Была определена следующая цель: создать условия для экологического  развития и воспитания детей дошкольного возраста через  использование технологии проектирования.

При работе по данной теме, я исходила из того, что:

  • Кругозор, уровень навыков и интересов дошкольников не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности, поэтому возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей.
  • Являясь методом практического целенаправленного действия, метод проектов открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.  Метод проектов должен исходить из детских потребностей и интересов. Роль взрослого – поддерживать детскую инициативу.
  • В подготовке проекта, постановке его задач, планирования – основная роль принадлежит педагогу, который составляет проект, организует педагогическое сопровождение.
  • Ведущей дидактической целью использования технологии проектирования  в работе с детьми является умение ребенка принимать решение, делать выбор, строить взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

В основу данной работы положены научные предпосылки, сформулированные в работах отечественных теоретиков и практиков, посвященных проблеме экологического воспитания детей. Различные аспекты  этой проблемы отражены в работах: А.И. Ивановой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой  и других ученых.

В процессе работы были разработаны и частично реализованы педагогические проекты: «Поможем животным зоопарка», «Мастерская природы», «Деревья на нашем участке», « Каменистый сад», «Мир многолетников».

В процессе работы по формированию основ экологического сознания у дошкольников использовались следующие методы и формы работы с родителями:

  • «Консультации: «Зеленый мир на окне», «Экологическое воспитание дошкольников в семье», «Природа и мы»;
  • Выставка литературы по формированию основ экологического сознания у дошкольников;
  • Фотовыставка: «Дети и природа»;
  • Тематические родительские собрания: «Экологическое воспитание дошкольников в семье», «Развитие познавательной активности дошкольников в домашних условиях»;

Создана соответствующая требованиям модель предметно-пространственной развивающей среды для формирования основ экологического сознания дошкольников, комплексного и разностороннего познания мира природы: уголок природы; мини-лаборатория; картотека игр и упражнений; дидактические наглядные пособия; коллекции семян, камней, ракушек; гербарии, макеты водоема, пустыни, леса, луга.

   
         

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru