Профессиональные стандарты

С 1 июля 2016 года всту­пи­ли в силу из­ме­не­ния в ТК РФ. Ко­декс был до­пол­нен ста­тья­ми, опре­де­ля­ю­щи­ми по­ря­док раз­ра­бот­ки, утвер­жде­ния и при­ме­не­ния проф­стан­дар­тов (Фе­де­раль­ный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Что такое профстандарт?

Про­фес­си­о­наль­ный стан­дарт – это ха­рак­те­ри­сти­ка ква­ли­фи­ка­ции, ко­то­рая необ­хо­ди­ма ра­бот­ни­ку для ве­де­ния его про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти, в том числе вы­пол­не­ния опре­де­лен­ной тру­до­вой функ­ции (ст. 195.1 ТК РФ). Проф­стан­дар­ты могут раз­ра­ба­ты­вать­ся ра­бо­то­да­те­ля­ми, про­фес­си­о­наль­ны­ми со­об­ще­ства­ми, са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мы­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми и иными неком­мер­че­ски­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми с уча­сти­ем об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ций про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния и дру­гих за­ин­те­ре­со­ван­ных ор­га­ни­за­ций.

Утвер­жда­ют­ся проф­стан­дар­ты Ми­ни­стер­ством труда и со­ци­аль­ной за­щи­ты (п. 3п. 16 По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства от 22.01.2013 № 23).

Проф­стан­дар­ты при­ме­ня­ют­ся на доб­ро­воль­ной ос­но­ве, кроме слу­ча­ев, когда их при­ме­не­ние обя­за­тель­но. Так, ра­бо­то­да­тель дол­жен при­ме­нять проф­стан­дарт, если к ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ка Тру­до­вым ко­дек­сом, дру­ги­ми фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми и иными нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми РФ уста­нов­ле­ны опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния (ст. 195.3 ТК РФ). Кроме того, при­ме­не­ние проф­стан­дар­тов обя­за­тель­но для тех ра­бо­то­да­те­лей, чьим ра­бот­ни­кам по­ло­же­но предо­став­ле­ние ком­пен­са­ций и льгот, либо в от­но­ше­нии вы­пол­не­ния работ по опре­де­лен­ным долж­но­стям, про­фес­си­ям, спе­ци­аль­но­стям су­ще­ству­ют ка­кие-ли­бо огра­ни­че­ния. Ведь в этом слу­чае на­име­но­ва­ние этих долж­но­стей, про­фес­сий или спе­ци­аль­но­стей и ква­ли­фи­ка­ци­он­ные тре­бо­ва­ния к ним долж­ны со­от­вет­ство­вать про­фес­си­о­наль­ным стан­дар­там (абз. 9 ст. 57 ТК РФ).

Реестр профстандартов

Ре­естр про­фес­си­о­наль­ных стан­дар­тов – это их си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ный пе­ре­чень по об­ла­стям и видам про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти. В Ре­естр вклю­ча­ют­ся утвер­жден­ные при­ка­за­ми Мин­тр­у­да проф­стан­дар­ты в 10-дневный срок после их утвер­жде­ния Ми­ню­стом (п. 3 При­ка­за Мин­тр­у­да от 29.09.2014 № 667н).

Пол­ный пе­ре­чень утвер­жден­ных про­фес­си­о­наль­ных стан­дар­тов (ре­естр), по­пол­ня­е­мый по мере их при­ня­тия, можно найти:

  • на сайте Мин­тр­у­да Рос­сии: http://profstandart.rosmintrud.ru/
  • на сайте На­уч­но-ме­то­ди­че­ско­го цен­тра си­сте­мы про­фес­си­о­наль­ных ква­ли­фи­ка­ций ФГБУ «НИИ ТСС» Мин­тр­у­да Рос­сии: http://vet-be.ru/

В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года. Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

«Профессиональный стандарт педагога» (извлечения)

Введение: Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

5.1. Общие подходы

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

6. Заключительные положения

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность. Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования

Наименование Профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Ссылка на утверждающий документ

1.

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Воспитатель Учитель

http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n

2

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Психолог Педагог -психолог

Психолог образовательной организации

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=2580

3

Педагог дополнительно образования детей и взрослых

Педагог дополнительного образования

Старший педагог дополнительного образования Тренер-преподаватель Старший тренер преподаватель Методист Педагог-организатор

http://gorono-ozersk.ru/sites/default/files/normativ_

doc/inie/prikazmitrydarf08092015-613n.pdf

Законодательные и нормативные акты, регламентирующие применение профессиональных стандартов

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru