Лингводидактическая технология
К инновациям в системе дошкольного образования часто относят
«нетрадиционные занятия». Новация ради новации, нетрадиционность ради
моды – это ошибочный и весьма опасный путь.
Предложенная лингводидактическая технология не отличается принципиальной новизной, новизна обусловлена её содержательным наполнением.
Что же такое лингводидактическая технология?
Гуманизация и демократизация всех сфер деятельности общества оказали существенное влияние на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи и общение являются одним из самых важных приобретении ребёнка в дошкольном детстве.
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности.
Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Под лингводидактической технологией с использованием приёмов моделирования мы понимаем совокупность средств, методов, приёмов, действий, операций педагога, а также инструментарий (схемы, таблицы, модели и т.д.), которые способствуют появлению интереса у воспитанников к речевой деятельности.
Лингводидактическая технология выполняет образовательную, диагностическую, рефлексивную, моделирующую функции.
Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и монологической речи ребёнка является приём моделирования.
1.1Схематизация и моделирование
Основные этапы работы с детьми, предполагаемые в лингводидактической технологии, определяются, в первую очередь, особенностями овладения дошкольниками единицами языка. Поэтому выделяются следующие этапы:
1этап – развитие образного восприятия речевых единиц, формирование умения осознавать художественный образ с опорой на языковые средства выразительности.
2этап – формирование представлений о структуре текста, обучение «чтению» моделей.
3этап – самостоятельное составление творческих рассказов и рассказов из личного опыта с использованием моделирования.
1.2 Приёмы работы со сказкой
В лингводидактической технологии большое место отведено работе со сказкой. Сказка позволяет ребёнку в особой метафорической форме обозначать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределённости.
Предлагаемые варианты работы со сказкой при обучении родному языку.
- Анализ сказки.
Приём заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить её сюжет по заданным вопросам.
Алгоритм для составления вопросов следующий:
1) Что и почему происходит?
Как тебе показалось, о чём эта сказка?
Как ты думаешь, чему она учит?
Отчего герой совершает те или иные поступки?
Почему герой потерял (приобрёл) что – то важное?
2) Что было бы, если…?
Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь?
Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои?
Какой была бы сказка, если бы не было плохих героев?
Мог ли быть у сказки другой конец? Если да, то какой?
3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь в семье?
- Сказочные задачи
Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи должны отвечать следующим требованиям: задачу задаёт сказочное существо; сказочные задачи могут являться испытаниями в сказочных играх и путешествиях; ситуация не должна иметь правильного ответа; образы героев должны заинтересовать.
3.Рассказывание сказки
Возможны варианты рассказывания сказок:
1) Рассказчик взрослый, от третьего лица – ребёнок;
2) Рассказывание известной сказки по очереди;
3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;
4) Рассказчик взрослый, от первого лица – ребенок;
5) Рассказывание сказки от первого лица ребёнком;
6) Рассказывание сказки от имени различных персонажей.
- Сочинение сказки
Алгоритм построения сюжета
1) происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме.
2) расставание с родительским домом;
3) выбор пути, проверка на доброе сердце;
4) борьба и победа;
5) возвращение домой, трудности обратного пути;
6) прибытие домой;
7) свадьба, коронование.
Существует множество приёмов работы со сказкой
- Знакомые герои в новых обстоятельствах
- Коллаж из сказок;
- Сказка от смешного стишка;
- Сказка от считалки;
- Сказка от загадки;
- Сказка от одного слова;
- Перевирание сказки;
- Сказки о любимых игрушках;
- Сказки с новым концом;
- Салат из сказок;
Это удивительное последнее «блюдо» моно получить самыми разнообразными способами:
- «Объединение»
- «Опорные слова»
- «Добавление»
- «Морфологический ящик»
- «Сказочный треугольник»
- «Сказочная путаница»
1.3 Игры со сказкой
Первая группа игр направлена на усвоение последовательности событий в сюжетной линии.
«Что за чем» и «Раньше – позже» - выкладывание кадриков в цепочку.
«Всё в сказке перепуталось» и «Лови ошибку» - исправление неверной последовательности кадров, «Что потерялось» - поиск спрятанного кадра.
Вторая группа игр используется для словарной работы «Не называя его, скажи о нём» - описание объектов из сказки и т. д.
Третья группа игр направлена на работу с характерами героев
«Хорошо – плохо»
1.4. Моделирование сказочного сюжета с использованием карт Проппа.
1.5. Мнемоквадраты и мнемотаблицы
1.6. Лексико – семанические упражнения
Одним из важнейших показателей богатства языка является многообразие синонимов.
В работе с синонимами моно использовать следующие виды упражнений:
- выделение из группы синонимов наиболее подходящего к контексту слова;
- замена группы синонимов одним словом, более выразительным и чаще употребляющимся в речи;
- подбор синонимов к данному слову.
1.7. Работа с закрытой картиной (спрятанным предметом)
Цель – научить ребёнка задавать вопросы.
1.8. Приёмы фантазирования
- Увеличение – уменьшение
2.Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям
3.Оившийй рисунок
4.Исключение некоторых качеств человека (обоняние, вес)
5.Антропоморфизм (уподобление человеку)
6.Превращение человека в любой объект
7.Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ (думать, улыбаться и т.д.)
- Придание объектам неживой природы необычайных свойств
9.Оживление умерших людей. Животных. Растений.
- Оживление умерших героев литературных произведений (колобок)
- Оживление героев художественных картин и скульптур.
- Изменение привычных отношений меду героями сказок (храбрый заяц, трусливый лев)
- Свободное фантазирование
1.9.Обучение ребёнка составлению связных текстов фантастического содержания.
Главная отличительная особенность текстов фантастического содержания – это образность с высокой степенью условности, открытое нарушение реальных логических связей и закономерностей, естественных пропорций и форм изображаемого предмета.
1.10. Дидактический синквейн
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умение выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
1.11. Использование лимериков в работе с детьми
Лимериками часто называют: короткие песенки, стихи – небылицы, нелепицы. Они легко запоминаются, благодаря лёгкости звучания, характерному ритму, юмористическому, каламбурному содержанию, чёткой рифмовке. Лимерики моно читать вслух, моно положить на музыку и спеть, можно драматизировать. В настоящее время сочинение лимериков стало весьма модным занятием среди многих людей разных возрастов.