Лингводидактическая технология

К инновациям в системе дошкольного образования часто относят

 «нетрадиционные занятия».  Новация ради новации, нетрадиционность ради

 моды – это ошибочный и весьма опасный путь.

Предложенная лингводидактическая технология не отличается принципиальной новизной, новизна обусловлена её содержательным  наполнением.

Что же такое лингводидактическая технология?

Гуманизация и демократизация всех сфер деятельности общества оказали существенное влияние на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи и общение являются одним из самых важных приобретении ребёнка в дошкольном детстве.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности.

Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Под лингводидактической технологией с использованием приёмов моделирования мы понимаем совокупность средств, методов, приёмов, действий, операций педагога, а также инструментарий (схемы, таблицы, модели и т.д.), которые способствуют появлению интереса у воспитанников к речевой  деятельности.

Лингводидактическая технология выполняет образовательную, диагностическую, рефлексивную, моделирующую функции.

Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и монологической  речи ребёнка является приём моделирования.

1.1Схематизация и моделирование

Основные этапы работы с детьми, предполагаемые в лингводидактической технологии, определяются, в первую очередь, особенностями овладения дошкольниками единицами языка. Поэтому выделяются следующие этапы:

1этап – развитие образного восприятия речевых единиц, формирование умения осознавать художественный образ с опорой на языковые средства выразительности.

2этап – формирование представлений о структуре текста, обучение «чтению» моделей.

3этап – самостоятельное составление творческих рассказов и рассказов из личного опыта с использованием моделирования.

1.2 Приёмы работы со сказкой

В лингводидактической технологии большое место отведено работе со сказкой. Сказка позволяет ребёнку в особой метафорической форме обозначать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределённости.

Предлагаемые  варианты  работы со сказкой  при обучении родному языку.

 

  1. Анализ сказки.

Приём заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить её сюжет по заданным вопросам.

Алгоритм для составления вопросов следующий:

1) Что и почему происходит?

Как тебе показалось, о чём эта сказка?

Как ты думаешь, чему она учит?

Отчего герой совершает те или иные поступки?

Почему герой потерял (приобрёл) что – то важное?

2) Что было бы, если…?

Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь?

Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои?

Какой  была бы сказка, если бы не было плохих героев?

Мог ли быть у сказки другой конец? Если да, то какой?

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь в семье?

  1. Сказочные задачи

Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление  со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи должны отвечать следующим требованиям: задачу задаёт сказочное существо; сказочные задачи могут являться испытаниями  в сказочных играх и путешествиях; ситуация не должна иметь правильного ответа; образы героев должны заинтересовать.

3.Рассказывание сказки

Возможны варианты рассказывания сказок:

1) Рассказчик  взрослый, от третьего лица – ребёнок;

2) Рассказывание известной сказки по очереди;

3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;

4) Рассказчик  взрослый, от первого лица – ребенок;

5) Рассказывание сказки от первого лица ребёнком;

6) Рассказывание сказки  от имени различных персонажей.

  1. Сочинение сказки

Алгоритм построения сюжета

1) происхождение  главного  героя, его жизнь в отчем доме.

2) расставание с родительским домом;

3) выбор пути, проверка на доброе сердце;

4) борьба и победа;

5) возвращение домой, трудности обратного пути;

6) прибытие домой;

7) свадьба, коронование.

Существует множество приёмов работы со сказкой

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах
  • Коллаж из сказок;
  • Сказка от смешного стишка;
  • Сказка от считалки;
  • Сказка от загадки;
  • Сказка от одного слова;
  • Перевирание сказки;
  • Сказки о любимых игрушках;
  • Сказки с новым концом;
  • Салат из сказок;

Это удивительное последнее «блюдо» моно получить самыми разнообразными способами:

  1. «Объединение»
  2. «Опорные слова»
  3. «Добавление»
  4. «Морфологический ящик»
  5. «Сказочный треугольник»
  6. «Сказочная путаница»

1.3 Игры со сказкой

Первая группа игр направлена на усвоение последовательности событий в сюжетной линии.

«Что за чем» и «Раньше – позже» - выкладывание кадриков в цепочку.

«Всё в сказке перепуталось» и  «Лови ошибку» - исправление неверной последовательности кадров, «Что потерялось» - поиск спрятанного кадра.

Вторая группа игр используется для словарной работы «Не называя его, скажи о нём» - описание объектов из сказки и т. д.

Третья группа игр направлена на работу с характерами героев

«Хорошо – плохо»

1.4. Моделирование сказочного сюжета с использованием карт Проппа.

1.5. Мнемоквадраты и мнемотаблицы

1.6. Лексико – семанические упражнения

Одним из важнейших показателей богатства языка является многообразие синонимов.

В работе с синонимами моно использовать следующие виды упражнений:

- выделение из группы синонимов наиболее подходящего к контексту слова;

- замена группы синонимов одним словом, более выразительным и чаще употребляющимся  в речи;

-  подбор синонимов к данному слову.

1.7. Работа с закрытой картиной (спрятанным предметом)

Цель – научить ребёнка задавать вопросы.

1.8. Приёмы фантазирования

  1. Увеличение – уменьшение

2.Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям

3.Оившийй рисунок

4.Исключение некоторых качеств человека (обоняние, вес)

5.Антропоморфизм (уподобление человеку)

6.Превращение человека в любой объект

7.Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ (думать, улыбаться и т.д.)

  1. Придание объектам неживой природы необычайных свойств

9.Оживление умерших людей. Животных. Растений.

  1. Оживление умерших героев литературных произведений (колобок)
  2. Оживление героев художественных картин и скульптур.
  3. Изменение привычных отношений меду героями сказок (храбрый заяц, трусливый лев)
  4. Свободное фантазирование

1.9.Обучение ребёнка составлению связных текстов фантастического содержания.

Главная отличительная особенность текстов фантастического содержания – это образность с высокой степенью условности, открытое нарушение реальных логических связей и закономерностей, естественных пропорций и форм изображаемого предмета.

1.10. Дидактический синквейн

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умение выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

1.11. Использование лимериков в работе с детьми

Лимериками часто называют: короткие песенки, стихи – небылицы, нелепицы. Они легко запоминаются, благодаря лёгкости звучания, характерному ритму, юмористическому, каламбурному содержанию, чёткой рифмовке. Лимерики моно читать вслух, моно положить на музыку и спеть, можно драматизировать. В настоящее время сочинение  лимериков стало весьма модным занятием среди многих людей разных возрастов.

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru