Организация уголка занимательной математики в группе детского сада
В дошкольном учреждении в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания (словесные и с использованием пособий), настольно печатные игры и др. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению задач.
В группе нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.
Уголок занимательной математики – это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам.
Задачи уголков занимательной математики:
- Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности.
- Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Организация уголков занимательной математики возможна в группах, начиная со среднего дошкольного возраста.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной математики определяется интересом самого воспитателя к занимательным дачам для детей.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал, с тем чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру (настольно – печатные игры, игры для развития логического мышления).
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на каждом уровне.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с изображением фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Художественное оформление уголка должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур.
Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельности детей:
1.Обьяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений.
2.Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей.
3.Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности.
4.Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её.
5.Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов, вечеров досуга, математических развлечений.
6.Обеспечение единства воспитательно - образовательных задач НОД по математике и вне их.
7.Пропаганда среди родителей.
Единство требований способствует всестороннему развитию детей.