Мышление у ребенка формируется окончательно в подростковом возрасте. В это время у подростка появляются зрелые мысли о себе. Ребенок задумывается о своем поведении, смысле жизни. А вот маленькие дети размышлять еще не умеют. Задача родителей – научить малыша думать.
- Не спешите давать малышу готовые ответы. Дайте возможность поразмышлять ему самому, стимулируя мыслительную деятельность вопросами. И на все его «почему», можно ответить вопросом «А ты сам как думаешь?»
- Главное препятствие к тому, чтобы дети думали - нетерпение родителей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился мыслить, вам нужно сначала поработать над собой, и самое важное упражнение для вас – упражнение в терпении. Когда вы задаете ребенку вопрос, он может ответить на него не сразу, сказать «не знаю». Если вы нетерпеливы, вы будете говорить за ребенка (особенно если вы считаете, что все знаете).
- Сократ говорил, что когда ты ищешь истину, нужно быть невежественным. Секрет в том, что когда вы задаете ребенку вопросы (а вопрошание – это ключ к тому, чтобы заставить детей думать), нужно не знать ответы на них, даже если вы эти ответы знаете. Иначе вы будете требовать от ребенка, чтобы он сказал то, что вы считаете правильным.
- Взрослый человек может направить свои мысли в нужное русло, а маленькие дети думать целенаправленно не умеют. Способность управлять процессом мышления формируется полностью примерно к десяти годам. Важно научить ребенка думать не только над поставленной задачей, но и просто так, в повседневной жизни, для удовольствия. Тогда малышу не придется скучать. Например, во время прогулки, старайтесь подмечать и обращать внимание малыша на разные детали: красоту осенних деревьев, зелень молодой травы, снежные узоры на окнах и пр. Читая вместе книгу, обсуждайте героев. Предлагайте ребенку поразмыслить о том, что могло бы произойти, поступи тот или иной персонаж по-другому. Фантазируйте и мечтайте вместе с малышом.
- Старайтесь приучить ребенка целенаправленно думать над любой житейской проблемой или задачей. Занимаясь вместе любыми домашними делами, размышляйте вслух. К примеру, вы готовите обед. Рассуждайте о том, чтобы не забыть посолить суп, красиво украсить салат. Говорите о том, каким вкусным он будет, как это понравится папе или бабушке и т.п. О том, что кто-то может остаться недоволен, говорить не нужно. Не стоит приучать ребенка к негативным, тревожным мыслям.
- Развитие мышления ребенка должно быть совершенно незаметным для ребенка и носить характер беседы или игры. Говорить главным образом придется, конечно, взрослому. «Яблоко ты сам скушал, а арбуза хватит на всех? Он ведь гораздо больше яблока», «Отчего травка мокрая? Дождь был! Правильно», «Во дворе кто-то лает, там, наверное, есть кто? Верно, собака», а если ребенок дополнит этот вывод своим мнением, что собака лает на кошку или что с собакой гуляет человек - значит, он включился в вашу логическую игру и принял правила.
- Когда ребенок уже довольно уверенно делает выводы, надо предлагать ему для решения жизненные ситуации: «Надо в магазин, а на улице дождь моросит, что делать будем?» Выслушивать варианты, возможно и нелепые, хвалить за те, где звучит логическое рассуждение, а если выберете иной вариант, то так же коротко и логично обоснуйте его.