Консультация психолога

Милый воришка…

Существуют определенные возрастные всплески, во время которых дети наиболее падки на чужие вещи, игрушки и деньги. К ним относятся 3-4 года,

7-8 лет и подростки 13-15 лет.

Начиная с трех лет и вплоть до школы, ребенок учится взаимодействовать с окружающими по поводу явления: «мое – чужое». В этом возрасте малыши активно общаются. Они совершают первые походы в гости, идут в детский сад и на развивающие занятия.

Нелегко приходится ребятишкам, растущим в семьях, в которых понимание «мое - не мое» нарушено у взрослых. По принципу: «Мы так друг друга любим! У нас все общее!» В таком доме все вытираются одним полотенцем и носят папины тапки. Бабушка умиляется, когда внучек ест у нее из тарелки приглянувшиеся ему лакомые кусочки. Попадая на детскую площадку, этот ребенок не способен понять, почему нельзя просто взять себе все, что ему нравится. И если ему не удается заполучить желаемую игрушку по-хорошему, то пытается прихватить ее с собой тайком. Так что позаботьтесь, чтобы в доме помимо «всего общего», у каждого члена семьи были свои личные вещи. А главное, чтобы существовали правила обращения с этими вещами и уважение к их неприкосновенности. Например: «Телевизор - общий. Мы его смотрим все вместе и договариваемся, какую выбрать передачу. А папин ноутбук можно трогать только с его разрешения».

Не забывайте, что ваш ребенок также является хозяином собственных вещей. Неправильно полагать: «Ребенок мой! И все его – тоже мое!» Если вы подарили малышу игрушку, он может ее разобрать, передарить или отдать в долг. Вы должны подсказывать, в каких случаях это делать уместно, а в каких – нет. Но не запрещайте ему распоряжаться своими куклами и мишками.

Однако, поток конструкторов, машинок и велосипедов не должен быть бесконечным. Искренне посочувствуйте малышу, расстроенному из-за только что сломанной им игрушки. Попытайтесь починить ее вместе с ребенком. Но не бросайтесь в магазин за обновкой. Объясните, когда вы сможете (и сможете ли вообще) купить эту вещь опять и почему. Обычно, если взрослый принципиален и уверен в своих словах и поступках, дети проникаются его позицией. И тогда дело обходится без капризов и катания по полу в горючих слезах.

Кроме отсутствия каких бы то ни было границ и запретов, о которых говорилось выше, излишне пуританское воспитание также провоцирует детей на «охоту за чужим». Поэтому «игрушечный доход» вашего сына или дочки должны примерно соответствовать «доходу» детей, с которыми они общаются во дворе, на даче или в саду.

К семи-восьми годам ребенок уже знает, что такое свое и чужое. Кроме того, он прекрасно осознает, что чужое брать запрещено. И практически у всех детей возникает намерение этот запрет преодолеть. Ребенок решает попробовать получить желаемое тайно. И вот теперь это уже действительно попытка воровства. Так что в этот период нужно быть очень внимательным и этот порыв не пропустить.

Основной урок, который ребенок должен уяснить в этом возрасте, заключается в том, что попытка украсть никогда не остается не замеченной. Объясните ребенку, что значит «свое» и «чужое». Скажите ему, что иногда можно взять то, что хочется, но предварительно надо спросить разрешения у владельца. Очень важно, чтобы были пресечены первые попытки воровства, какими бы пустяковыми они не казались: «Ну, подумаешь, обнаружили в кармане у ребенка какую-то игрушечку?». Помните, что в воспитании нет мелочей. Надо обязательно объяснить и внушить ребенку, что никогда нельзя брать чужое, это запрещено, и затем непременно заставить ребенка вернуть взятую игрушку.

Лет с семи можно начинать учить ребенка пользоваться деньгами. Каждую неделю давайте ему определенную сумму денег. Объясняйте, как ею лучше распорядиться. Берите ребенка с собою в магазин и обращайте его внимание на цены. Рассказывайте, где вы работаете, чем занимаетесь, и на что тратите то, что получаете. Это поможет предотвратить восприятие взрослых, как людей, способных чудесным образом доставать из сумок и кошельков бесконечные денежные бумажки, и не желающих ими ни с кем делиться.

О наказании…

Цель наказания – помочь ребенку осознать и искупить свою вину. Оно не должно навсегда заклеймить позором «маленького негодяя». Напротив, получив возможность понять и исправить свою ошибку, ребенку дается шанс не повторять эту ситуацию, оставить ее в прошлом. Чтобы это было так, необходимо соблюдать несколько правил.

Ни в коем случае нельзя навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему плохую дорожку в жизни. Нельзя кричать на ребенка и тем более бить его – ваш гнев может привести к повторению ситуации и не попрекайте тем, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз.

Обязательно поговорите с ребенком о чувствах других людей. Скажите: «Человек, у которого ты взял эту вещь, очень огорчен. Поэтому, скорее пойдем, и вернем ее!» Сходите вместе с ребенком к владельцу краденного.

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru