Тревожный ребенок.

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. проявлять тревожное состояние даже в ситуации неопределенной опасности. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх: «А вдруг что-нибудь случится?» Они находятся в ожидании неблагополучного развития событий («Должно случиться что-то нехорошее»). .

Естественно, тревожность может стать причиной многих личностных проблем человека. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, так как в конечном итоге приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе («Я не справлюсь, не смогу»). Все вышеперечисленное относится к тревожности как стабильному свойству личности человека. Кроме личностной, существует еще и ситуативная тревожность, которая бывает вызвана стрессовой ситуацией (например болезнью или потерей близкого человека). Ситуативная тревожность всегда имеет конкретную причину, это состояние не бывает длительным.

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести к тревожным детям. Обычно это неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Они крайне редко проявляют инициативу, всегда послушны, предпочитают не обращать на себя внимание. Таких детей называют скромными и застенчивыми. Однако все их поведение носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Конечно, все это накладывает негативный отпечаток на формирование личности малыша, его развитии.

В чем же кроется причина тревожности?  Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность ребенка. Однако не каждый чувствительный ребенок становится тревожным. Многое зависит от стиля общения родителей с малышом.  Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, воспитывающими своего чада по типу гиперопеки (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество запретов и ограничений). Усложняет такую ситуацию установление между ребенком и родителями крайне близких отношений. Если родители (или один из них) тревожные, мнительные, постоянно переживающие из-за любой мелочи, то они заражают своими страхами и ребенка.

Усилению в ребенке тревожности также могут способствовать завышенные требования к ребенку со стороны родителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

Еще одним фактором, способствующим формированию тревожности, могут быть частые упреки , вызывающие чувство вины («Ты так плохо себя вел, что у мамы заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с папой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Однако последствий тревожности можно избежать, если соблюдать следующие рекомендации.

Во-первых, необходимо обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая его с другими, более успешными детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим («Сегодня ты нарисовал лучше, чем вчера»).

Вторая рекомендация – щадящие оценки в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно ругать его за это. Однако, если появился хотя бы небольшой успех, обязательно нужно его отметить.

И, наконец, больше обращать внимание на обстановку, складывающуюся дома. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru