К детским вредным привычкам относятся: ковыряние в носу,  грызение ногтей, сосание пальца, кусание губ, накручивание волос на палец, подергивание уха, бровей и т.д.

Психологи установили, что причина всех этих проявлений кроется в недостатке положительных эмоций малыша. Говоря другими словами, за неимением лучшего, радость жизни ребенок начинает черпать, так сказать, из подручного материала.

Самая распространенная привычка – «вредина» - сосание пальца. Дело в том, что сосательный рефлекс – это самый первый из подаренных природой навыков. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску. Так процедура сосания ассоциируется у малыша  с комфортом и безопасностью. Существует мнение, что тяга к табаку и алкоголю возникает в том числе и от нереализованности сосательного рефлекса и привычки «засасывать» нервозность и напряженность (частые перекуры во время стрессовых ситуаций). Привычка-сестричка сосанию – грызение ногтей – это так же попытка ослабить накопившееся напряжение или беспокойство. В любом случае это симптомы, свидетельствующие об одном: ребенок нервничает.

Как же отучить малыша от вредных привычек? Мир ребенка еще достаточно мал. Семья, друзья, детский сад – вот и все окружение. События в этом мире становятся поводом для радостей или беспокойства малыша. Самым значимым для каждого ребенка является микроклимат в его семье. Поэтому, начните с семьи. Проблемы «отцов и детей», а также домашние неурядицы, крики мамы и папы больше всего расстраивают малыша. А поэтому для того, чтобы отучить ребенка грызть ногти или сосать палец, просто необходимо восстановить спокойствие в семье. Обстановка в доме должна быть расслабляющей.

Беспокоить малыша может и ваше невнимание к нему, и слишком сильная опека. Недостаток ласки легко компенсировать: чаще обнимайте, целуйте ребенка, гладьте по спинке, плечикам, ручкам, голове, чаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры.

В то же время слишком опекать ребенка тоже не стоит, надо давать ему самостоятельность (в разумных пределах).

Не стоит перегружать малыша умственными занятиями, до которых он еще не дорос (языки, музыка, математика). Они вызывают сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок легко может самым доступным ему способом.

«Голубой экран» тоже не успокаивает нервную систему малыша. Не важно что там показывают – новости или мультики, детскую передачу или взрослый фильм, - все это одинаково тормошит неокрепшую психику ребенка. Просмотр телевизора должен занимать не более 15-30 минут в день. Постарайтесь оградить малыша от телевизионных потрясений.

Не надо мазать пальчики ребенка горчицей и тем более бить по рукам. Грызть ногти он, может быть, и перестанет, а вот проблема останется и непременно выльется в другую вредную привычку.

Увидев, что ребенок грызет ногти или теребит ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик от лица. Если малыш опять повторяет жест – повторите и вы свое, переведите внимание малыша на что-то другое (помогут простые вопросы типа «Смотри, что это?» или просьба о помощи «Катюша, помоги мне, пожалуйста…»).

Не задабривайте ребенка подарками, потаканием его желаниям. И не реагируйте на его поведение агрессивно, ругая или шлепая его. Так привычка-«вредина» только закрепится еще сильнее. Более того, подобный подход дает ребенку возможность манипулировать родителями. Истерику и негативную реакцию, если ребенок делает это нарочно, не надо замечать. Разговаривайте с ним спокойно.

Важно также находится в постоянном контакте с воспитателями, чтобы быть в курсе того, как малыш ведет себя в группе, как складываются его отношения с другими детьми.

Иногда вредные привычки появляются у детей из-за нарушения в работе ЦНС. Они, как правило, определяются еще на первом году жизни  во время осмотра невропатолога. Таким малышам необходима медикаментозная поддержка, а также любовь и терпеливое отношение родителей, спокойная обстановка дома.

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru