Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы (5-6 лет) на тему: «Сказка в двери к нам стучится»
(основная образовательная  область «Речевое развитие») 

Составила:
Воспитатель Быргазова Алла Ториельевна
Ангарск,  2017 г.

Непосредственно образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми старшей группы. 

Форма проведения: посиделки

Цель: Формировать интерес к самостоятельному сочинению сказки.

Создать условия для самостоятельного сочинения сказки.

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами: поговорки, пословицы, загадки, сказка в целом, и с составными частями (зачин, кульминация, конец-присказка на основе моделей - кругов).
  • Формировать умение у детей сочинять сказку по опорным карточкам.

Развивающие:

  • Расширять словарный запас детей: сказки сказывали, сказители, сказительницы, зачин, кульминация, присказка.
  • Побуждать желание детей создавать свой образ сказочного героя на основе лоскутной куклы.
  • Создать условия для выбора детьми героя и материалов его изготовления.

Воспитывающие:

  • Воспитывать заботливое отношение к младшим, интерес к устному народному творчеству.

Основная область: «речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: народный костюм для воспитателя, головные уборы для детей (мальчикам - кепка, девочкам – повязки), сундуки 2 шт., магнитофон, флешка с русской народной музыкой «Хоровод», проектор, флешка с материалами, опорные карточки со схематическим черно-белым изображением героев будущей сказки, мольберт или доска с магнитами, два стола, раздаточный материал: лоскутки ткани, тесьма, атласные ленты, вата, элементы для героев – глаза, нос, уши, косички, пряжа для волос, липучки или двухсторонний скотч.

Предварительная работа:  П/И «Гори, гори ясно». 

План:

  1. Звучит музыка, воспитатель достает из сундука элементы народного костюма и наряжается, постепенное включение детей в деятельность (надевают головные уборы). Обращение к детям, чем занимались на Руси дети со взрослыми?
  2. Игра по развитию речи «Угадай пословицу».
  3. Загадки по сказкам, с отгадкой на проекторе. Подведение итога, загадки о чем? О сказках, вот и мы с вами сегодня будем сказителя и сказительницами сочиним свою сказку.
  4. Момент внезапного появления сундука с опорными карточками.
  5. Нацеливание детей на предстоящую деятельность (на сочинение сказки), акцентировать внимание детей на том, каким способом сказка будет сочиняться воспитателем и детьми.
  6. Сочинение сказки по опорным карточка (начинает воспитатель с зачина) и первой опорной карточки. Сказка записывается в процессе сочинения сказки.
  7. П/И «Гори, гори ясно».
  8. Изготовление героев сказки на основе народной тряпичной куклы в сопровождении русской народной музыки «Хоровод» (объяснение способа изготовления основы куклы, продуктивная деятельность детей. деление на мини подгруппы, выбор героя, которого будут делать, выбор материалов и атрибут для своей поделки).
  9. Нацеливание на дальнейшую деятельность (подарить основу - яркую красочную пустую книгу, кукол-героев, запись сказки), для дальнейшего накопления сказок (записывать и оформлять книгу) для детей других групп.
  10. Подведение итога (что понравилось, что вызвало трудности, что нового узнали……) дети стоят в кругу и передают клубок.

Ход:

Звучит русская народная музыка «Хоровод» воспитатель достает из сундука атрибуты народного костюма и наряжается, тем самым привлекая детей. Детям то же предлагается надеть головные уборы для «погружения» в атмосферу посиделок.

В.: Подходите добры молодцы, подходите красны девицы, да не просто поглядите, да послушайте:

В.: Ребята, я вас приглашаю сегодня на посиделки.

Рассказываю детям про посиделки. На Руси собирались девушки и парни. Наряжались: девушки в сарафаны цветные, платки расписные, голову на Руси девица да женщины обязательно покрывали, оберегая себя от нечистой силы. Усаживались поудобнее рассказывали, слушали, делились интересным. На Руси семьи были большие детей было много, да и у мамы хлопот по хозяйству много, а помогали старшие и по дому и с младшими сестрами и братьями (водиться, нянчиться).

В.: Что делали взрослые и дети, чтобы не скучать?

Д.: Играли, пестовали, потешали, пели колыбельные, сказывали сказки.

В.: Ребята, вот и мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется «Подбери нужное слово к …(пословице)».

За (какой?) головой, как за каменной стеной (Умной, большой, старой).

(Какую?) дружбу  топором не разрубишь? (Верную, долгую, красивую).

(Что?) век не забудется? (Добро, богатство, бедность).

(Какому?) человеку бывает стыдно и перед кошкой (Взрослому, старому, доброму).

Худо тому, кто (что?) не делает никому (Добра, встреч, помощи).

(Какое?) слово до сердца доходит (Длинное, сердечное, непонятное).

(Какое?) слово, что дождь в засуху (Доброе, короткое, весёлое).

Людям забота как воздух нужна, стать всем (каким?) поможет она (Выше, богаче, добрее).

В.: Ребятушки, а к чему мы сейчас подбирали слова, как это называется?

Если дети затрудняются, то привожу пример «Верную, дружбу  топором не разрубишь?

В.: Что это?

В.: Пословицы и поговорки.

В.: Добры молодцы, красны девицы, мы с вами знаем, что

«Добро побеждает, зло».

В.: А вы загадки умеете отгадывать?

Д.: Да.

В.: Слушайте внимательно и отгадывайте, а верно ли вы угадали мы с вами проверим при помощи картинки.

Дети слушают загадку, отгадывают. Отгадка появляется на проекторе.

  1. Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (По-Щучьему велению)

  1. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)

  1. Не послушался братишка

 Старшую сестрицу

 И попил из лужицы

 Мутную водицу.

 Много горя принесла

 Им нечистая вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  1. У всех жёнушки как жёны,

 У него – лягушка,

 Но в итоге будет рад

 Этому Ванюша. (Царевна-лягушка)

В.: Ребята, а о чем вы сейчас отгадывали загадки?

Д.: О героях…

В.: Где встречаются эти герои?

Д.: В сказках.

В.: Да, на Руси не только были пословицы и поговорки придумывали, еще загадки отгадывали, и сказки сочиняли и сказывали. Вот и мы сегодня с вами побываем в роли сказителей и сказительниц.

В.: А сейчас, добры молодцы и красны девицы проходите, присаживайтесь поудобнее на скамьи.

Воспитатель вносит сундук с опорными карточками.

В.: Мы сегодня с вами попробуем сочинить сказку, а помогут нам в этом опорные карточки ведь сундук не простой, а сказочный, и все что в нем есть связано со сказкой.

В.: Ребята, а вы как думаете, из каких частей состоит сказка?

Д.: начало, середина и конец.

В.: совершенно верно, давайте немного уточним (сказка начинается с зачина - это то с чего началась сказка, затем середина сказки – это какие герои в сказке и что с ними происходит, и конец, чем закончилась…

В.: С каких слов чаще всего начинается сказка?

Д.: «Жили - были…», «В некотором царстве в не государстве…».

В.: А какими словами сказка может заканчиваться?

Д.: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец»…

В.: А еще сказка может закончиться такими словами «И я там был, мед пиво пил по усам текло, а в рот нее попало»…и другие.

В.: Ребята, вот и мы с вами сегодня будет сочинять сказки. А помогут нам в этом опорные карточки.

Делю детей на три подгруппы. Дети вынимают карточки с героями из сундука и рассматривают.

В.: Что бы сказки получилась интересные, нужно внимательно слушать друг друга. Не забудьте про структуру сказки. Напомните мне, у сказки есть что?

Д.: Начало, середина и конец.

В.: Ребята, определите кто из вас будет сказителем, а остальные будут помогать.

Дети в подгруппах обсуждают ход сказок.

В.: Ребята, вы готовы?

Д.: Да.

В.: «Как не в море – океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем – теремок,

На дверях висит замок,

Мы замочек отопрем –

Сказку в гости позовем.

Слушай тихо и гляди,

Сказка, в гости приходи!»

Это только присказка, а сказки впереди.

В.: А сейчас мы послушаем ваши сказки.

Когда дети рассказывают сказки, происходит запись.

В.: На Руси, ребята не только сказки сочиняли и сказывали еще очень любили, играть. А поиграем мы с Вами в П/И «Гори, гори ясно» (играем 2 раза).

В.: Ребята мы с вами сказку сочинили, но малышам будет интереснее посмотреть сказки, а для этого нам кто нужен?

Д.: герои сказки.

В.: А где мы их с вами возьмем?

Д: Сделаем своими руками.

В.: Сначала ребята, я предлагаю вам разделиться на пары, затем определить какого героя вы будете делать. Проходите к столам. Вам нужно договориться, кто будет делать основу «тряпичную куклу», а кто будет подбирать элементы детали.

Воспитатель показывает детям, как сделать основу «тряпичную куклу» при помощи лоскутка ткани, комка ваты и тесьмы или атласной ленты. Затем дети дополняют основу куклы характерными деталями, своего героя (уши, глаза, хвосты, волосы…).

Дети работают за столами, парами или по три человека. В процессе изготовления персонажей сказки звучит русская народная музыка «Хоровод».

Рассматривание героев к сказке, которые получились у детей.

В.: Добры молодцы, красны девицы скажите, пожалуйста, нас с вами можно назвать сказителями, сказительницами? Почему?

Д.: Да.

В.: Мы с вами, что делали сейчас?

Д.: Сочиняли сказку.

В.: Да сказывали – рассказывали.

В.: Ребята у меня для вас есть вот такая красивая, но пустая книга, которую вы вместе со своим воспитателем сможете пополнить своими сказками, сделать к ним героев и подарить малышам. Сказки, которые мы сегодня с вами сочинили, вы вместе с воспитателем запишите в эту книгу и будете сочинять новые, творческих вам успехов.

Воспитатель дарит детям книгу, запись сказки и героев, которых делали дети своими руками.

В.: Добры молодцы, красны девицы, а вот клубок он нас к чему - то приведет, но не просто, скажите, что у вас получилось, а что вызвало трудности. «Говори, говори, да клубок крути…» Дети говорят свои впечатления и скручивают нить клубка, которая привела к бубликам. Воспитатель сопровождает словами.

В.: «Вот малышам и сказки, а вам бубликов связки».

В.: Добры молодцы, красны девицы вот и подходят наши посиделки к концу, мы с вами прощаемся, но с вами остаются сказки, герои, книга и замечательное настроение.

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru