Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму
"Рука - это вышедший
наружу мозг человека".
И. Кант
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и другими учебными и трудовыми навыками. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важна целостная, разноаспектная подготовка ребёнка к тем видам деятельности, которые ждут его в период школьного обучения.
В дошкольном возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:
- тренировка мышечно-связочного аппарата;
- развитие координации движений.
Формы работы по развитию мелкой моторики могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание и разминание);
- пальчиковые игры с речевым сопровождением;
- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
- графические упражнения: дорисовка картинки, штриховка, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
- предметная деятельность: игры с бумагой (работа ножницами), пластилином, глиной, песком, водой, рисование (разная техника рисования);
- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок (пазлы), игры с вкладышами, складывание матрёшек;
- кукольные театры: пальчиковые, перчаточные, театр теней;
- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
- самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, мячами;
- игры на мелкую моторику с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно – бытовой.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!