Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму

"Рука - это вышедший

наружу мозг человека".

И. Кант

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.    

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и другими учебными и трудовыми навыками. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важна целостная, разноаспектная подготовка ребёнка к тем видам деятельности, которые ждут его в период школьного обучения.

В дошкольном возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:

  • тренировка мышечно-связочного аппарата;
  • развитие координации движений.

Формы работы по развитию мелкой моторики могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание и разминание);
  • пальчиковые игры с речевым сопровождением;
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • графические упражнения: дорисовка картинки, штриховка, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • предметная деятельность: игры с бумагой (работа ножницами), пластилином, глиной, песком, водой, рисование (разная техника рисования);
  • игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок (пазлы), игры с вкладышами, складывание матрёшек;
  • кукольные театры: пальчиковые, перчаточные, театр теней;
  • игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

  • самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, мячами;
  • игры на мелкую моторику с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно – бытовой.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

 

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru