Основы культуры речи как средства общения закладываются в семье. Ребенок должен научиться свободно, пользоваться родным языком в живом, непосредственном общении с людьми, овладеть устной речью. Учитывая это, рассмотрим основные направления в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста.
- Формирование разговорной (диалогической) речи
Начиная с младшего дошкольного возраста необходимо учить детей внимательно слушать и понимать речь взрослых и сверстников, уметь правильно отвечать на вопросы, использовать вопросительную интонацию. Воспитывать желание поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками. В старшем возрасте у детей формируется способность принимать участие в коллективной беседе, отвечать на вопросы коротко или более развернуто, в зависимости от характера вопроса. Разговорная речь ребенка должна быть выразительной.
- Формирование монологической речи
Устная монологическая речь – сложная речевая творческая деятельность, овладевать которой ребенок начинает в дошкольном возрасте повоздействием организованных систематических занятий, а также во время обогащения жизненного опыта.
Дети овладевают монологом постепенно. В младшей и средней группе , сначала ребенок учится понимать рассказ, а позже – рассказывать самостоятельно: пересказывать небольшие сказки, описывать игрушку, предмет, картинку, составлять рассказ по сюжетной картинке, о событиях из собственной жизни.
К старшим дошкольникам возрастают требования к рассказам, пересказам. Дети должны придерживаться четкой композиции, логики развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реальные темы, давать оценку жизненным явлениям, фактам.
- Развитие словаря
Человек начинает разговаривать тогда, когда усвоит определенное количество речевых единиц. Единицей языка есть слово. Необходимо постоянно увеличивать запас слов у ребенка, расширять, обогащать словарь во время ознакомления с окружающим миром (предметами, явлениями живой и неживой природы, общественной жизни). Происходить это должно так, чтобы дети усваивали связи между предметами, явлениями, свойствами и действиями.
- Формирование грамматически правильной речи
Грамматически правильно оформленная речь формируется в процессе речевой практики, общения ребенка со взрослыми. Родители должны следить, чтобы дети усваивали синтаксический и морфологический строй родного языка: правильно употребляли предложения разных грамматических категорий (простые, распространенные, сложные), правильно использовали союзы и соединительные слова в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях, употребляли и согласовывали слова в роде, числе, падеже и времени, сборные и несклоняемые существительные, придерживались чередования звуков в основе при склонении существительных и глаголов.
- Воспитание звуковой культуры речи
Звуковая культура речи включает правильное произношение всех звуков и слов родного языка, выразительность речи и формирование фонематического слуха (способности воспринимать звуки родного языка, различать их, определять наличие их в словах). Необходимо также работать над усовершенствованием дикции, учить правильно, расставлять ударения, пользовать вопросительной и восклицательной интонацией, регулировать высоту, силу голоса, придерживаться равномерного темпа речи.
- Ознакомление с художественной литературой и воспитание любви к чтению
С раннего возраста родителям следует прививать детям любовь к разным жанрам детской художественной литературы и фольклора – сказкам, песням, потешкам, произведениям классиков и т. д. Развивать способность внимательно слушать, понимать художественные произведения, давать оценку поступкам героев, высказывать свое отношение к ним. Также дети должны научиться запоминать и выразительно, с интонацией рассказывать стихи.
- Обучение детей развитию предпосылок обучению грамоте.
В старшем дошкольном возрасте следует ознакомить детей с понятиями букв, слогов, слов, предложений, начать формирование первых навыков чтения и письма.
Родителям следует помнить, что в дошкольном возрасте начинается и заканчивается становление речи. Именно на протяжении этого возрастного периода дети должны овладеть устной речью. А осуществляется это только практическим путем!