Проявления речевых нарушений

Сложное (многоуровневое) строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие их нарушений. А они, являясь нарушением прежде всего социальной функции, ограничивают возможности адаптации ребенка, отражаются на его общем развитии, на формировании психической деятельности, ухудшают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения и т.д.

  • Нарушение звукопроизношения (неправильное артикулирование звуков, их пропуски, перестановки).
  • Нарушение слоговой структуры слов.
  • Бедный словарный запас, непонимание значений слов и др.
  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.
  • Нарушение связного высказывания (развертывания высказывания, планирования, прогнозирования и т.д.).
  • Мелодико-интонационные недостатки (отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, выразительных средств устной речи).
  • Темпо-ритмическая недостаточность (ускоренный или, наоборот, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки речи, скандирование звуков, слогов, слов и т.д.).
  • Бедность выразительных средств устной речи.
  • Сложность в межличностном общении.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении как способности говорить, так и понимать изолированно и в различных комбинациях.

Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния необходимо провести ребенку аудиограмму и  получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.

Причины речевых нарушений

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка – непосредственно или опосредованно – на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Являясь следствием самых разных причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения связаны с поражением центральной или периферической частей речевого аппарата:

  • Недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
  • Отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

Причины этих нарушений (генетика, травмы, интоксикации, сосудистые заболевания и т.д.) воздействуют, изменяют сам ход речевого развития. Как правило, органические нарушения закладываются в период внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве. Возможно их проявление и в более поздние сроки. В зависимости от того, на что воздействует повреждающий фактор, выделяют речевые нарушения центрального характера и периферического.

Функциональные нарушения возникают в результате разных социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, воздействия стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (как следствие недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с близкими людьми и прежде всего с матерью

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru