Психологи утверждают: сказки нужны не только для развлечения.

С их помощью можно воспитывать, развивать и даже лечить!

Раньше сказки были для детей едва ли не единственным способом получения информации об окружающем мире. Бабушки сказывали их по вечерам, чтобы потом следующее поколение, бережно сохранив каждое слово, передавало их своим детям и внукам. И так много веков, из уст в уста…

Хотя сегодня мир вокруг нас переполнен информацией, сказки с их незамысловатыми сюжетами продолжает жить, теперь уже в книгах, и переиздаются на всех языках. В чем же причина?

Некоторые лингвисты считают, что все дело в сказочных текстах: существует особый секретный код, который был найден еще во времена глубокой древности и с тех пор передается из поколения в поколение вот уже сотни лет. Сила и энергия сказок заложена как в самом сочетании звуков, так и в интонации, и даже в особом голосе, которым должны произноситься эти древние тексты. Устное народное творчество – обряды, былины, песни, сказки – было не просто развлечением, а питало людей энергией и опытом предыдущих поколений.

Психологи и вовсе ставят сказку на почетное место, считая ее одним из важных воспоминаний, которые человек выносит из детства и с которым потом не расстается всю жизнь. Именно на трепетном отношении к сказке, на том, что с ней связанны, безусловно, положительные эмоции человека, и построено целое направление в психологии – сказкотерапия.

Лечение сказкой подходит и детям, и взрослым. С их помощью можно победить различные фобии, нивелировать агрессивность и обидчивость.

Почему мы выбираем сказку

  1. Сказка – это прекрасный способ, а иносказательной форме, объяснить ребенку важные вещи, которые в обычной жизни он часто не понимает или не принимает из-за детского упрямства.
  2. В сказке все просто, в ней нет полутонов и сложного психологизма. На одном полюсе - добро, на другом – зло. Зло должно быть побеждено, кончается всегда все хорошо. Жадный и злой герой, как правило, имеет некрасивую, отталкивающую внешность (Баба – Яга, Кощей Бессмертный), и в этом заложен глубокий смысл. Маленький ребенок, который пришел в мир, не имеет ни малейшего представления о том, как он устроен, по каким законам живет, должен получить четкие ориентиры. Он не захочет быть похожим на жадного и жестокого Кащея, а вот красавец Иван – царевич, по определению герой и защитник слабых – хороший образец для подражания.
  3. Сказка помогает перейти как бы в другую реальность. Увлекательный сюжет, доступные слова делают ее универсальной, подходящим абсолютно для любых жанров.
  4. Сказка показывает ребенку различные ситуации и модели поведения. С ее помощью ребенок может ответить на вопросы: «Что будет, если я поступлю вот так?», «Кем я должен быть в этой жизни?». За какие-то полчаса, пока звучит сказка, ребенок может понарошку прожить целую судьбу.
  5. Сказка будит фантазию: в ней зачастую все нереально, поэтому ребенок может мысленно продолжить повествование и таким образом научиться мечтать.
  6. Сказка не навязчива и не нравоучительна – в ней только намек, как говорил Пушкин. Все выводы слушатель делает сам.

Памятка для родителей по содержанию в детях интереса к чтению.

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
3. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
4. Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
5.Запишите детей в читальный зал.
6. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
7. Подпишитесь на журнал для ребенка с учетом его интересов и увлечений.
8. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своими друзьями, которые еще не умеют читать.
9. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
10. Если вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда вы едете (и до, и после поездки).
11. Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.
12. В дороге поиграйте с ребенком в игру: придумать слова, начинающиеся с разных букв (по слову на каждую букву алфавита).
13. Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи.
14. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
15. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.д.).
16. В доме должна быть детская библиотека.
17. Интересуйтесь мнением детей о последних новостях (оставляйте в доступном месте газеты).
18. Попросите детей собрать и прочитать аннотации на фильмы перед тем, как вы решите, на какой фильм сходить всей семьей.
19. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
20. Расскажите детям о книге, которую вы только что прочитали и которая им будет интересна: разожгите их любопытство, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.
21. Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы любимых героев.
22. Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.
23. Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш город в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).
24. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместе того, чтобы смотреть телевизор.
25. Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых шуточных стихов, рассказов и т.д.
26. Пусть дети читают книги о том, как мастерить и строить своими руками, книги о спорте и т. д.
27. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
28. Устройте вечер, посвященный любимым книгам.
29. Пусть дети сами напишут продолжение к любимым книгам или историям.
30. Купите энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга, например, спросите: «Почему небо голубое?».
31. Поиграйте в игру «коллективное письмо»: каждый из членов семьи и друзей пусть пишет продолжение письма и передает другому.
32. пусть в доме всегда будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.
33. Пусть дети посоветуют другим, что почитать, и сами купят книги в подарок.
34. Пусть дети разыгрывают рассказы по ролям: используют выразительное чтение, костюмы и реквизит, ставят оценки и т. д.
35. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
36. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
37. Используйте положительный пример: запишите в драмкружок или в любую секцию.
38. Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка.

Рекомендации родителям по совместному чтению книг с детьми

Перед чтением книги:

  • Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.
  • Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как ваш ребенок думает, о чем эта книга?
  • Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются – художниками. Найдите вместе их имена в книге.
  • Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.
  • Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.
  • Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.
  • А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.

Пять простых советов:

  • Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите почитать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.
  • Найдите для чтение такое место, где вам обоим будет удобно.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.
  • Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru