Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития

Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребёнок как будто становится немного иностранцем.

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребёнок мог догадаться о нём по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки. С другой стороны, так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого   звукоразличения, а также слухового внимания и восприятия. Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться и при этом не забывать, что ваши занятия должны быть привлекательными и интересными для ребёнка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

Упражнение «Чудо – звуки»

Прослушайте с ребёнком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке. Зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шумит дождь. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А ещё запахи. Про них тоже не забывайте – это опора вашего малыша в жизни.

Упражнение «Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

Упражнение «Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребёнок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1- 2 до 7-10.

Упражнение «Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребёнка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Вы берёте коробочку из своего набора, трясёте её, ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берёт свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясёт одну за другой несколько коробочек, ребёнок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Упражнение «Что как звучит?»

Сделайте с ребёнком волшебную палочку, постучите полочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме звучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребёнок запомнит, что как звучит, и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, что звучало: что звучало сначала, что потом». Дайте палочку ребёнку, пусть он «озвучит» всё, что попадётся ему под руку. Теперь ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребёнок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?».

Упражнение «Где позвонили?»

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Определяем направление звука. Ребёнок закрывает глаза. Вы встаёте в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: «Где звенит?» - слева, спереди, сверху. Справа, снизу. Более сложный и весёлый вариант – «жмурки». Ребёнок в роли водящего.

Упражнение «Громко – тихо»

Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом –тихо; протяжно, потом отрывисто; высоким голосом – низким.

Вариант игры: придумайте или вспомните каких – то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Упражнение «Узнай свой голос»

Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребёнка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребёнок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребёнок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

Эти несложные игры помогут сформировать у вашего малыша способность к речевому звукоразличению.

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru