Консультация для воспитателей
«Играйте в загадки»
Загадки по русским - народным сказкам
Загадки - один из фольклорных жанров устного народного творчества. Дети с удовольствием включаются в процесс отгадывания, если еще и сопроводить отгадкой – иллюстрацией, то процесс становится увлекательней. Загадки интересны, если их подобрать в соответствии с возрастными, особенностям детей.
Цель: Уточнение знаний и представлений детей о русских – народных сказках, их героях и событиях.
Задачи:
- Обучающие: Продолжать учить детей отгадывать загадки в стихотворной форме. Активизировать мыслительную деятельность детей в процессе поиска отгадки.
- Развивающие: Способствовать развитию быстроты реакции, мыслительной деятельности и умению понимать иносказательный язык.
- Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к устному – народному творчеству: к загадкам и чтению сказок.
Предварительная работа:
- Оформление в группе «Центра книги» подборка русских - народных сказок.
- Чтение русских – народных сказок в процессе НОД – в разделе: «Ознакомление с художественной литературой», в свободной деятельности, организуя детей подгруппами или индивидуально по желанию детей. Чтение сопровождать обсуждением, беседой и рассматриванием иллюстраций.
- Просмотр фильмов поставленных по сказкам.
- Подбор пословиц и поговорок к содержанию сказок.
- Рисование иллюстраций к прочитанной сказке.
- Сочинение сказок.
- Создание детьми и взрослым книги – сказок собственного сочинения, альбомов иллюстраций.
- Изготовление героев для проигрывания кукольного театра.
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами : кто? какой ? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать", которое означало "думать", "размышлять".
Загадки - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Многие ученые считают, что загадки возникли как явление иносказательной тайной речи. Ею пользовались наши далекие предки. Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.
Виды загадок с примерами:
- Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Народные загадки очень красивы и образны:
У батюшки жеребец — всему миру не сдержать,
У матушки коробья — всему миру не поднять,
У братца кушак — всему миру не скатать.
Ответ: (Ветер, земля, дорога).
- Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...
Мишка Белка *
- Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово "неверно”).
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: (Уроки).
Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда...).
Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Что все живущие на Земле люди делают одновременно?
Ответ: (Становятся старше).
- Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Примеры:
Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
Ответ: (36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком.
- Сюжетные загадки. Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.
- Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Примеры логических загадок:
На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения:
- первым будет Саша, Аня будет последней,
- вторым будет Саша, Дима будет третий,
- второй будет Аня, Дима будет четвертый.
Оказалось, в каждом предложении одно – истинно, другое – ложно. Какое место занял каждый ученик?
Ответ: (Саша – 1, Вика – 4, Аня – 2, Дима – 3).
- Юмористические (“дурацкие”) загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
- Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
- Шарады, анаграммы, ребусы
Огромное разнообразие видов загадок позволяет нам подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей и умением отгадывать то или иной вид загадок. Конечно, детям дошкольного возраста близки загадки по сказкам.
«Жили-были», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «Стоит в поле теремок, теремок …» с этих, и многих других слов и присказок начинаются всеми нами любимые русские – народные сказки. Каждых из нас хотя бы раз, а может каждый день читает детям сказки перед сном, а ребенок, слыша спокойный, ровный голос родителей, бабушек и дедушек, не произвольно засыпает. Многие недооценивают роль сказки в жизни ребенка. Давайте попробуем разобраться, что такое сказка, какие они бывают и для чего нужны?
Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то, что всегда выдуманная история заканчивается хорошим концом, а чаще мы применяем пословицу: «Добро побеждает зло».
Сказки бывают:
- Авторские (сочиненные конкретным автором)
- Народные (сочиненные многими людьми – народом)
Классификация сказок по происхождению:
- Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В этой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и не справедливостью во имя добра и любви (например: сказка про Ивана - дурака).
- Сказки о животных. Здесь главные персонажи – это животные (лиса, заяц, медведь, волк…). Животные в сказке взаимодействуют, каждый из героев олицетворяет то или иное человеческое качество например: кот- умный, лиса – хитрая, медведь – сильный…) примеры сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок»…
- Социально- бытовые сказки. Иллюстрируют реальную жизнь, герои показы с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народы, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки – сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры сказок: «Каша из топора», «Барин и плотник», «Мужик и поп».
Любая сказка, прочтенная хоть раз ребенку не проходит бесследно, она обязательно влечет за собой воспитательный и поучительный характер. Характер героя, его поступки мы часто соотносим с собой или со своими поступками, которые мы совершали ранее, мы взрослые анализируем и учим этому детей. Порой сказка, направляет нас, на тот или иной путь, помогает понять и принять решение как быть дальше. Пришла пора загадкам:
Загадки:
Он от бабушки ушел,
И от дедушки ушел,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(«Колобок»)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(«Волк и семеро козлят»)
Бабушка за дедушку
ухватилась крепко:
«Ох, ни как не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу,
Общий дружный труд.
(«Репка»)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(«По-Щучьему велению»)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(«Гуси-лебеди»)
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
(«Царевна-лягушка»)
Миша по лесу идет,
Короб на спине несет-
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла –
Несговорчивого Мишу
Вокруг паль обвела!
(«Маша и медведь»)
Что за гостья в дом пришла
К трем лесным медведям?
Там поела, попила,
В трех постелях поспала.
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла.
(«Три медведя»)
Играйте с детьми в загадки, читайте больше сказки!