Консультация для воспитателей

 «Играйте в загадки»

Загадки по русским - народным сказкам

Загадки - один из фольклорных жанров устного народного творчества. Дети с удовольствием включаются в процесс отгадывания, если еще и сопроводить отгадкой – иллюстрацией, то процесс становится увлекательней. Загадки интересны, если их подобрать в соответствии с возрастными, особенностям детей.

Цель: Уточнение знаний и представлений детей о русских – народных сказках, их героях и событиях.

Задачи:

  • Обучающие: Продолжать учить детей отгадывать загадки в стихотворной форме. Активизировать мыслительную деятельность детей в процессе поиска отгадки.
  • Развивающие: Способствовать развитию быстроты реакции, мыслительной деятельности и умению понимать иносказательный язык.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к устному – народному творчеству: к загадкам и чтению сказок.

Предварительная работа:

  • Оформление в группе «Центра книги» подборка русских - народных сказок.
  • Чтение русских – народных сказок в процессе НОД – в разделе: «Ознакомление с художественной литературой», в свободной деятельности, организуя детей подгруппами или индивидуально по желанию детей. Чтение сопровождать обсуждением, беседой и рассматриванием иллюстраций.
  • Просмотр фильмов поставленных по сказкам.
  • Подбор пословиц и поговорок к содержанию сказок.
  • Рисование иллюстраций к прочитанной сказке.
  • Сочинение сказок.
  • Создание детьми и взрослым книги – сказок собственного сочинения, альбомов иллюстраций.
  • Изготовление героев для проигрывания кукольного театра.

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами : кто? какой ? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать", которое означало "думать", "размышлять".

Загадки - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Многие ученые считают, что загадки возникли как явление иносказательной тайной речи. Ею пользовались наши далекие предки. Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.

Виды загадок с примерами:

  • Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Ответ: замок.

Народные загадки очень красивы и образны:

У батюшки жеребец — всему миру не сдержать,

У матушки коробья — всему миру не поднять,

У братца кушак — всему миру не скатать.

Ответ: (Ветер, земля, дорога).

  • Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ...

Мишка Белка *

  • Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

Примеры:

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: (Слово "неверно”).

Что можно приготовить, но нельзя съесть?

Ответ: (Уроки).

Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда...).

Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Что все живущие на Земле люди делают одновременно?

Ответ: (Становятся старше).

  • Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Примеры:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?

Ответ: (36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).

В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком.

  • Сюжетные загадки. Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.

Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.

  • Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Примеры логических загадок:

На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения:

- первым будет Саша, Аня будет последней,

- вторым будет Саша, Дима будет третий,

- второй будет Аня, Дима будет четвертый.

Оказалось, в каждом предложении одно – истинно, другое – ложно. Какое место занял каждый ученик?

Ответ: (Саша – 1, Вика – 4, Аня – 2, Дима – 3).

  • Юмористические (“дурацкие”) загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:

Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

  • Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

  • Шарады, анаграммы, ребусы

Огромное разнообразие видов загадок позволяет нам подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей и умением отгадывать то или иной вид загадок. Конечно, детям дошкольного возраста близки загадки по сказкам.

«Жили-были», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «Стоит в поле теремок, теремок …» с этих, и многих других слов и присказок начинаются всеми нами любимые русские – народные сказки. Каждых из нас хотя бы раз, а может каждый день читает детям сказки перед сном, а ребенок, слыша спокойный, ровный голос родителей, бабушек и дедушек, не произвольно засыпает. Многие недооценивают роль сказки в жизни ребенка. Давайте попробуем разобраться, что такое сказка, какие они бывают и для чего нужны?

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то, что всегда выдуманная история заканчивается хорошим концом, а чаще мы применяем пословицу: «Добро побеждает зло».

Сказки бывают:

  • Авторские (сочиненные конкретным автором)
  • Народные (сочиненные многими людьми – народом)

Классификация сказок по происхождению:

  • Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В этой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и не справедливостью во имя добра и любви (например: сказка про Ивана - дурака). 
  • Сказки о животных. Здесь главные персонажи – это животные (лиса, заяц, медведь, волк…). Животные в сказке взаимодействуют, каждый из героев олицетворяет то или иное человеческое качество например: кот- умный, лиса – хитрая, медведь – сильный…) примеры сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок»…
  • Социально- бытовые сказки. Иллюстрируют реальную жизнь, герои показы с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народы, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки – сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры сказок: «Каша из топора», «Барин и плотник», «Мужик и поп».

Любая сказка, прочтенная хоть раз ребенку не проходит бесследно, она обязательно влечет за собой воспитательный и поучительный характер. Характер героя, его поступки мы часто соотносим с собой или со своими поступками, которые мы совершали ранее, мы взрослые анализируем и учим этому детей. Порой сказка, направляет нас, на тот или иной путь, помогает понять и принять решение как быть дальше. Пришла пора загадкам:

Загадки:

Он от бабушки ушел,

И от дедушки ушел,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(«Колобок»)

 

Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(«Волк и семеро козлят»)

 

Бабушка за дедушку

ухватилась крепко:

«Ох, ни как не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу,

Общий дружный труд.

(«Репка»)

 

Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(«По-Щучьему велению»)

У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(«Гуси-лебеди»)

 

Не послушался братишка

Старшую сестрицу

И попил из лужицы

Мутную водицу.

Много горя принесла

Им нечистая вода.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

У всех жёнушки как жёны,

У него – лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша.

(«Царевна-лягушка»)

 

Миша по лесу идет,

Короб на спине несет-

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла –

Несговорчивого Мишу

Вокруг паль обвела!

(«Маша и медведь»)

Что за гостья в дом пришла

К трем лесным медведям?

Там поела, попила,

В трех постелях поспала.

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла.

(«Три медведя»)

Играйте с детьми в загадки, читайте больше сказки!

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru