На тему: «Покров».
Программное содержание: Познакомить детей с календарным праздником «Покров». Расширять представления детей об устном народном творчестве фольклора (приметы, загадки, песни). Развивать пытливость и любознательность у детей.
Ход занятия.
Занятие проводится в «избе». Воспитатель рассказывает детям о народных приметах, связанных с праздником Покров:
Покров – первое зазимье.
На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка. Если в покров ветер дует с Юга, то к теплой зиме, а если с Севера – к холодной.
Чини избу до Покрова – не то не будет тепла.
Воспитатель: С Покрова крестьяне начинают конопатить свои избы (объясняет смысл слова «конопатить»), затыкают окна, приговаривая при этом: «Захвати тепло до Покрова», то есть почини избу, «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром». В этот день в первый раз топят печки. Пекут блинцы. Это называется «запекать углы».
Проводится русская народная игра «В углы».
Воспитатель: В этот день последний раз собирали грузди и рыжики. Отгадайте загадки:
Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк.
Бросить жалко,
А съесть сыро. (Груздь)
Стоит Антошка на одной ножке.
Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (Гриб).
У кого одна нога,
Да и та без башмака? (У гриба)
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб)
К Покрову – дню, когда уже убрали хлеб, у парней работы было мало, и они уходили в «отходники» - нанимались на работу в городе.
С 14 октября во многих местах начинались Покровские ярмарки. А какая ж ярмарка да без карусели?!
Проводится П/И «Карусель».
Дети исполняют песню «Ярмарка».
Воспитатель: С Покрова пряхи по ночам засиживаются.
Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
Весело Покров проведешь – дружка найдешь.
На посиделки молодеешь собиралась в какой–нибудь избе. Могли даже нанять специально такую избу. Девки пряжу пряли, ребята лапти плели, вили веревки, а кто и просто сядет рядом с девушкой, любезничать начинает. На таких посиделках любили петь частушки.