На тему: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашаю».

Программное содержание: Способствовать развитию фонематического слуха детей: умение определить местонахождение звука (в начале, середине, конце слова), и составлять слова с заданным звуком. Продолжать знакомить детей с народными ремеслами. Воспитывать любовь к русской народной культуре и устному народному творчеству.

Ход занятия:

У входа в «избу» детей встречает воспитатель – в костюме хозяюшки.

Хозяюшка:

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют…

Звучит песня «Сени, мои сени».

Хозяюшка: А знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называются избами. И все – то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными воротами. (Приглашает гостей в избу).

Наша изба ровно тепла.

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всем тужить.

Сколько народных умельцев было на Руси!

Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Или вот такой комод, отделанный витыми деревянными планками.

Какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали вот на таком деревянном ткацком станке.

А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.

Дети отвечают.

Хозяюшка: Правильно, расческа. А в старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож?

Дети отвечают.

Хозяюшка: А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадки. Отгадав загадки назовите какой звук первый.

Двенадцать деревянных коней

Одним поводом веду. (Грабли)

Блестит, сверкает,

По полю гуляет,

Всю траву срезает. (Коса)

Кто берет сено

Тремя зубами? (Вилы)

Хозяюшка:

Хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним – одна за всех отвечает.

Ах! В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

Что бы получить угощения из печи, нужно выполнить задание: составь слово с заданным звуком и определи место нахождения (в начале, середине или в конце слова).

Дети достают из печи пироги и блины. Накрывая на стол, хозяюшка напевает:

Эх, чай, чай, чай…

Уж ты, кумушка, встречай,

Прибауткой привечай.

Хозяюшка приглашает всех к столу.

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Хозяйку потешьте – пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Разливает чай при этом произносит: «Чай пить – не дрова рубить!» После угощения дети благодарят Хозяюшку, выходят из-за стола и кланяются.

Мальчик – Андрей:

Эх, возьму я в руки балалайку

Да потешу я свою хозяйку!

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Дети поют частушки.

Хозяюшка: Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печка – барыня; самоварище – дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посредине огонь да вода; да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (Показывает на стол). А это мои голубки, которым место – у прорубки. (Показывает ложки).

Вот какие у меня живут друзья – помощники. Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?

Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru