Конспект Клубного часа детей  старшей группы Название клуба: «Сударушка»

Тема: «Куклу из соломы  мастерим мы сами!» 

Составила воспитатель:

Быргазова Алла Ториельевна  

г. Ангарск, 2017 г.

Цель: Продолжать знакомить детей с русским - народным искусством.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с изготовлением кукол из разного материала.
  • Познакомить с новым природным материалом сеном и его свойствами.
  • Формировать навык работы с сеном при изготовлении русской – народной куклы.
  • Упражнять детей в умении следовать словесной инструкции и работать по образцу взрослого.
  • Создать условия для развития творческих способностей детей при оформлении и украшении своей куклы разными материалами (лентами, бусинами, лоскутками ткани, нитками…)
  • Воспитывать любовь к русской – народной культуре и традициям.

Материалы: подготовленное сено, лоскутки ткани, атласные ленты, бусины, нитки, ножницы, картинки – иллюстрации кукол (лоскутных, из нитей, из сена или соломы), тонкая мягкая проволока (для нанизывания бусин), русская - народная музыка «Хоровод».

Ход мероприятия:

По звонку колокольчика дети расходятся по клубам в соотвествии со своим жетоном.

Звучит русская – народная музыка «Хоровод». Зазывание детей и сбор внимания приговоркой:

- Подходите добры молодцы, подходите красны девицы, а не просто подходите, да послушайте!

В.: Собирались на Руси девицы, молодцы, женщины да мужчины, наряжались да посиделки устраивали. Семьи на Руси большие были, да и детей было много, а вот игрушек так много как сейчас у нас с вами не было. Потому и мастерили игрушки своими руками: молодые парни да мужчины мастерили игрушки из древесины, а девицы, матушки, бабушки,   напевали песни мелодичные да занимались рукоделием: делали кукол из разного материла, плели, вышивали, шили.

В.: Посмотрите ребята, вот таких кукол делали своими руками.

Совместное с детьми рассматривание картинок разных видов русских – народных кукол.

В.: А мы сегодня с вами будем делать кукол из соломы.

Показ картинки как будет выглядеть кукла из соломы.

В.: Девицы да молодцы сначала, подойдите возьмите в руки солому потрогайте, рассмотрите ее внимательно, что вы можете сказать, она какая?

Д.: Длинная, мокрая, колючая, золотистая...

В.: Да, сено когда его скосили и просушили в стогах, стало сухим, это сделали для того, что бы сено не портилось, не гнило. А что бы нам можно было сделать куклу, сгибать его и что бы оно не ломалось, необходимо было подготовить. Сено нужно замочить водой и подождать, что бы оно напиталось влагой, и позволило выполнять разные действия (сгибать пополам).

В.: Вот сегодня ребята, из этого природного материала мы с вами сделаем каждый  свою куклу. Ведь сейчас среди большого множества и разнообразия игрушек, редко встретишь те самые исконно русские народные игрушки, которые делались из природных материалов. Ведь когда играешь такой игрушкой, получаешь не только удовольствие, но и частичку тепла нашей великой природы. Ребята наверняка у вас есть младшие братья или сестры, им будет интересно поиграть такой народной куклой.

 В.:- Ребята, я вам покажу, как можно сделать основу, а вот как ее украсить или же во что нарядить вы подумаете и сделаете сами, для этого на столе множество разного материала (ленты, лоскутки, проволока, бусины…). Основа куклы одна, а кто будет у вас мальчик или девочка это вы сможете сделать при помощи элементов одежды,  завязали на поясе лоскут ткани и повязали косынку, на голову получится - девочка, а если сделать штаны – будет мальчик. Пока вы будете делать основу, подумайте, кто это будет у вас. А сейчас приступаем к изготовлению основы куклы из соломы.

В.: Проходите, девицы, проходите молодцы, да присаживайтесь поудобнее.

Дети садятся за столы.

Показ образца изготовления основы куклы в сопровождении словесной инструкции.

В.: Я беру пучок соломы, делю его на два пучка: один больше – это основа, другой меньше – это будут руки. Беру большой пучок, сгибаю его пополам, при помощи проволоки, делаю перетяжки - отделяя голову от туловища, разделяя ноги. Отступив от  шеи, протягиваю через основу куклы второй  не большой пучок соломы – это будут руки, кисти рук и стопы ног, так же перетягиваем проволокой. Вот основа куклы и готова. Кто это будет у вас, как одеть, или украсить вы пофантазируйте сами и выберете, что вам необходимо.

В.: Прежде чем мы приступим к изготовлению кукол, мы немного поиграем в русскую народную игру «Маланья». Мамы наши милые, бабушки искусницы поиграйте с нами.

Воспитатель с детьми, мамами и бабушками играет в игру стоя возле столов.

Пальчиковая игра «Маланья»

Текст игры

Движения

У Маланья, у старушки

Хлопки в ладоши: то правая, то левая ладонь с верху.

Жили в маленькой избушке

Сложить ладони углом показывая «Избушку».

Семь сыновей,

Показать 7 пальцев.

Все без бровей,

Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,

Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.

Вот с такими носами,

Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом (как у Петрушки).

Вот с такой головой,

Очертить большой круг, вокруг головы.

Вот с такой бородой!

Показать руками большую бороду.

Они не пили и не ели,

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку.

На Маланью все глядели

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так…

Дети повторяют движения только пальцами за воспитателем.

В.: Вот мы и размялись, руки приготовили к рукоделию. А помогут нам в рукоделии мамы, да бабушки. Кто как ни они умелицы, да искусницы.

Мамы и бабушки подходят, присаживаются рядом с детьми, помогая детям делать основу куклы.

Продуктивная  совместная деятельность детей, мам и бабушек в сопровождении русской – народной музыки «Хоровод».

В ходе деятельности напоминания, словесные инструкции по изготовлению основы куклы.

В.: Вот основа куклы готова, проходите, выбирайте материалы, которые вам нужны для одежды или украшений. Возьмите тарелочку, в нее будет удобнее складывать все, что вы выбрали.

Дети подходят и выбирают материалы, доделывают элементы одежды и украшения куклам.

Творческий процесс, в преобразовании куклы (наряды, украшения).

В.: Вот наши чудесные куклы и готовы. Подходите молодцы, красны девицы, мамы да бабушки в круг становитесь, да расскажите кто у вас получился. Что вам удалось больше всего, в чем испытывали трудности.

Рефлексия в кругу и анализ детских работ.

В.: Ребята, вы все молодцы сегодня потрудились сделали кукол из не простого материла соломы, хоть основа была одинаковой, а куклы все же получились разные, потому что вы проявили творчество и фантазию. Молодцы да девицы, скажите, а чем бы вы хотели заняться в следующем нашем клубе «Сударушка»?

Ответы детей.

До новых встреч ребята! 

Под звон колокольчика, дети расходятся со своими куклами по группам.

Анализ со всеми детьми группы, которые вернулись из других клубов, дети делятся впечатлениями, что делали.

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru