glaz1

Система Orphus

Особенности образовательного процесса

Уровень образования: Дошкольное образование.

Обучение воспитанников осуществляется на русском языке. Содержание и организация образовательного процесса в ДОУ  регламентируется основной образовательной программой дошкольного образования, принятой на заседании Совета педагогических работников,  протокол № 1 от 04.09.2014 года, утвержденной приказом заведующего ДОУ  № 45/5  от 05  сентября 2014 года.

Вид программы – основная.

Форма обучения: очная

Срок обучения: 6 лет

Основная образовательная программа МБДОУ детского сада комбинированного вида № 54 разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста. Она направлена на охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Программа обеспечивает учет национально-культурных особенностей  традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной – как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основные  задачи  каждой  образовательной  области, обозначенные в Образовательной программе, должны  решаться  и  в  ходе  реализации  других областей.

В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в двух основных моделях:

  1. в разных формах совместной деятельности взрослых и детей;
  2. в самостоятельной деятельности детей.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется:

- в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживании и элементарном бытовом труде, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, конструировании, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора) т.е. непрерывную непосредственно образовательную деятельность;

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие  с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Развитие детей происходит опосредовано, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительные к школе группы) выделяется время для занятий развивающего характера.

В программе учитывается гендерная специфика развития детей дошкольного возраста через использование адекватных форм, методов, приемов работы, создание соответствующей развивающей среды.

Организация образовательного процесса направлена на взаимодействие с семьей в целях  осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста В программе предусмотрено взаимодействие с ближайшим социальным окружением детского сада.

Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности, предусмотренными программой,  являются чтение и восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная  деятельность, труд.

Адекватными  возрасту  формами  работы  с  детьми  являются  экспериментирование, проектирование,  коллекционирование,  беседы,  наблюдения,  решение  проблемных  ситуаций  и др.  Вышеназванные  формы  работы  и  виды  детской  деятельности  не  предполагают обязательного  проведения  традиционных  занятий,  построенных  в  логике  учебной  модели организации образовательного процесса. Содержание программы в полном объёме может быть реализовано  в  совместной  деятельности  педагогов  и  детей,  а  также  через  организацию самостоятельной  деятельности  детей, через вовлечение в образовательный процесс родителей воспитанников.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается  деятельность двух и более участников образовательного  процесса (взрослых  и воспитанников) по  решению  образовательных  задач на  одном пространстве и  в  одно и  то же время.  Она  отличается  наличием  партнёрской  позиции  взрослого  и  партнёрской  формой организации (сотрудничество  взрослого  и  детей,  возможность  свободного  размещения, перемещения  и  общения  детей  в  процессе  образовательной  деятельности),  предполагает сочетание  индивидуальной,  подгрупповой  и  групповой  форм  организации  работы  с воспитанниками.  Под  самостоятельной  деятельностью  детей  понимается  свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая  выбор  каждым  ребёнком  деятельности  по  интересам  и  позволяющая  ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Весь воспитательно-образовательный процесс  направлен на освоение детьми образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен тематический план календарных праздников, событий, который реализуется в условиях проектной деятельности. Такой подход обеспечивает:

  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки к итоговому мероприятию (развлечение, выставка, тематическая акция и др.);
  • «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
  • поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы;
  • технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к итоговому мероприятию – проведение итогового мероприятия, оформление и демонстрация  продуктов совместного детско-взрослого творчества, подготовка к следующему и т.д.);
  • многообразие форм подготовки и проведения  мероприятий;
  • возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть тематических мероприятий повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и  проведении итогового мероприятия);
  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную деятельность родителей воспитанников).

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в детском саду. При организации воспитательно-образовательного процесса  обеспечивается единство воспитательных, образовательные и развивающих целей и задач, при этом поставленные цели и задачи решаются, не перегружая детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

Вместе с тем следует отметить особенности организации воспитательно-образовательного процесса:

МБДОУ работает в условиях  полного дня (12-часового пребывания воспитанников);

Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели.

Содержание  программы:

I.Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи реализации Образовательной программы

1.2.Принципы и подходы к реализации Образовательной программы

1.3.Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

1.4.Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей

1.4.1.Социальный статус родителей

1.4.2.Кадровый потенциал

1.4.3.Сведения о воспитанниках.

Планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы

2.1.Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

2.2.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Система оценки результатов освоения Основной образовательной программы

II.Содержательный раздел

Описание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями

3.1.Развитие игровой деятельности

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

4.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

4.2.Образовательная область «Познавательное развитие»

4.3.Образовательная область «Речевое развитие»

4.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

4.5.Образовательная область «Физическое развитие»

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

5.1.Особенности образовательной деятельности разных видов

5.2.Культурные практики

Способы и направления поддержки детской инициативы

Особенности взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

6.1.Основные цели и задачи взаимодействия с семьей

6.2.Основные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников

6.2.1.Взаимопознание и взаимоинформирование

6.2.2.Непрерывное образование воспитывающих взрослых

6.2.3.Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

III. Организационный раздел

Организация жизнедеятельности детей

7.1.Режим дня

Особенности организации режимных моментов.

Физкультурно-оздоровительная работа

8.1.Режим двигательной активности

Проектирование воспитательно-образовательного процесса

9.1.Планирование образовательной деятельности

9.1.1.Примерное комплексно-тематическое планирование в Первой младшей группе

9.1.2.Примерное комплексно-тематическое планирование во Второй младшей группе

9.1.3.Примерное комплексно-тематическое планирование в Средней группе

9.1.4.Примерное комплексно-тематическое планирование в Старшей группе

9.1.5.Примерное комплексно-тематическое планирование Подготовительной к школе группе

Культурно - досуговая деятельность

Особенность организации развивающей предметно-пространственной среды

10.1.Основные требования к организации предметно-пространственной среды

10.2.Основные принципы организации предметно-пространственной среды

10.3.Особенности организации предметно-пространственной среды для различных психолого-педагогических задач

Материально-технические условия реализации Образовательной программы

11.1.Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

11.2.Методическлое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»

11.3.Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

11.4.Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

11.5.Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»

© CopyRight МБДОУ №54 г. Ангарск Иркутская область, 2012-2018, создание сайта: «Меридиан»