Причины, вызывающие у детей нарушение произношения звуков

Причины можно разделить на основные и дополнительные.

К основным причинам, которые вызывают нарушения произношения относятся:

  • короткая уздечка языка;
  • нарушение речевого слуха;
  • нарушение подвижности речевых органов.

Эти неблагоприятные особенности являются самостоятельными дефектами и принудительно формируют у ребёнка нарушение звукопроизношения.

К дополнительным причинам возникновения нарушения звукопроизношения относятся:

  • нарушение общей подвижности ребёнка;
  • нарушение речевого выдоха;
  • нарушение голоса.

Эти особенности сами по себе не являются болезненными проявлениями, а только предрасполагают ребёнка к возникновению и закреплению у него недостатков произношения.

Прежде, чем исправлять у ребёнка неправильное звукопроизношение, нужно устранить те недостатки, которые вызвали у него нарушение произношения.

Короткая уздечка языка

Уздечка языка выглядит как жгутик под языком, соединяющий его с дном ротовой полости. При её недостаточной длине ребёнок не может правильно произносить звуки, требующие подъёма языка вверх (шипящие и «р»).

Попросите ребёнка открыть рот, как при произнесении звука «э». Ребёнок должен доставать кончиком языка до альвеол и до оснований верхних зубов. Уздечка считается укороченной, если язык ребёнка до этих мест не дотягивается. Когда ребёнок будет тянуть язык вверх, вы увидите, как подъязычная связка, ограничивая подъём языка, натягивается, резче обозначается. Рельефнее выступает под языком, становится тоньше. Если же у ребёнка недостаточная подвижность мышц, вы увидите, как он не справляется именно с мышцами, например, его язык дрожит, дёргается, опускается вниз, отклоняется в сторону.

Уздечка языка легко растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая, на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Упражнения для растягивания уздечки языка

«Лошадки». Рот приоткрыт. Пощёлкать языком за верхними зубами, изображая цоканье копыт. По мере освоения движения рот открывать всё шире. Нижняя челюсть неподвижна. Её можно придерживать рукой за подбородок. Постепенно усиливать напряжённость щелчка языком.

«Грибок». Рот приоткрыт. Присосать язык за верхними зубами, на альвеолах. Не отрывая язык от нёба, открывать рот всё шире до тех пор, пока язык сам, щёлкнув, не оторвётся от альвеол. Инструкция может быть такой: «Присоси язык. Это будет гриб. Открывай рот всё шире и шире – гриб будет расти. Твоя задача вырастить гриб покрупнее».

Уздечка языка считается выправленной, когда эти упражнения легко выполняются при ширине рта, достаточной для произнесения звука «э».

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru