«Поиграйте с детьми»
Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Игры детей старшего дошкольного возраста по сказкам:
Игра «Чья песенка?»
Цель: закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.
«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули». Песенка Снегурушки
Сказка «Снегурушка и лиса»
«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!» Герой Братец Иванушка
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Игра: «Отгадай-ка!»
Цель: учить детей отгадывать сказку, по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки.
- «Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»
- «Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо – меленка»
- «Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»
- «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»
Сказка «Кот, петух и лиса»
- «Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»
Игра: «Знаешь ли ты?»
Цель: Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность.
- «Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
Сказка «Мужик и медведь»
- «Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
Сказка «Василиса Премудрая»
- «Ты молодец: не хвастун, а храбрец».
Сказка «Заяц – хваста».
- «Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
Сказка «Лиса и козёл»
Игра: «Узнай героя сказки по описанию»
Цель: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.
- «Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
- «Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»
- «…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
Петух Сказка «Петух да собака»
- Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»
Игра: «Назови героев сказки»
Цель: Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки.
- «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»
- «Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»
- «Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
Бык, свинья, баран, петух, кот.
Сказка «Зимовье»
Игра: «Кто где живёт»
Цель: Закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные».
Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.
Игра: «Назови сказку по главному герою»
Цель: Развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу.
Предлагаются изображения героев сказки, дети называют, в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.
Игра: «Расскажи сказку по иллюстрациям»
Цель: Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.
Игра: «Расскажи сказку по героям»
Цель: Побуждать детей к пересказу сказки.
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.
«Найди ошибку»
Цель: Развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.
Игра: «Разрезные картинки»
Цель: Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.
Дети составляют картину из частей.
Игра: «Разукрась героя сказки»
Цель: Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук.
Игра: «Узнай сказку по нарисованному предмету»
Цель: Закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи.
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.
Игра: «Найди пару»
Цель: Закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки.
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.
Игра: «Найди!»
Цель: Развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке.
Игра: «Отгадай загадку»
Цель: Развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ
Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… ЕМЕЛЯ
Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… КОЛОБОК
Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? ПЕТУШОК
Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … ЕМЕЛЯ
Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… КАЩЕЙ
Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … ЛЯГУШКА
Игра: «Волшебные слова»
Цель: Развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова.
- «По щучьему велению, по моему хотению…»
Сказка «По щучьему велению»
- «Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом».
Сказка «Царевна – лягушка»
- «Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»
- «Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».
Сказка «Волшебное кольцо»
Игра: «Волшебные предметы»
Цель: Закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог.
- Яблоко с блюдечком – телевизор
- Клубок ниток – навигатор
- Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
- Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
- Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
- Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу
«Хаврошечка»
- Печка – автомобиль «По щучьему велению»
Игра: «Докончи»
Цель: Закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве.
- Кощей - … (Бессмертный)
- Змей- …(Горыныч)
- Конёк - …(Горбунок)
- Крошечка - … (Хаврошечка)
- Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
- Баба - … (Яга)
- Мальчик - … (с-пальчик)
- Марья - …(искусница)
- Курочка - … (Ряба)
- Иван - … (дурак)
- Воробей - … (крылатый)
- Мышонок - … (мохнатый)
- Блин - … (масленый)
- Сивка - … (бурка)