Сроки проведения тематической недели:

С10.10.2016г.-14.10.2016г. 

Возраст воспитанников: старшая группа

АННОТАЦИЯ

Тематическая неделя «В мире фольклора»

Цель: формировать у детей любовь к русской культуре через знакомство с разнообразными жанрами фольклора.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством (потешки, пестушки, песенки, пословицы, поговорки, заклички, зазывалки, скороговорки, считалки).
  2. Развивать представления детей о русской народной культуре, традициях, обычаях, обогащать образную речь и мышление детей.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии фольклорных жанров и интерес следовать русскими традициям.

Период проведения: с 10.10.2016 по 14.10.2016г.

Возрастная категория детей: 5-6 лет

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Потешки, пестушки, песенки и другие малые фольклорные жанры, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи, изучение малых поэтических фольклорных жанров. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Проанализировав литературные источники и опыт, накопленный в области фольклорной тематики, образовательную программу ДОУ, в рамках календарно-тематического плана была разработана тематическая неделя по знакомству детей с миром фольклора. Основным принципом построения плана было, поэтапное ознакомление детей с фольклором. Каждому из фольклорных жанров был посвящен отдельный день, где дети знакомились не только с устным народным творчеством, но и русским народным костюмом, традициями и обычаями, бытом. На протяжении всей тематической недели, каждый день прослеживалась интеграция видов деятельности, что позволило обеспечить более глубокое погружение детей в тему.

Содержание тематической недели рассчитано на детей 5-6 лет (старшая группа). В этом дошкольном возрасте продолжаем расширять представления о фольклорных жанрах. Возраст 5-6 лет является благоприятным для формирования целостного представления о устном народном творчестве. Так как у детей формируются эмоциональные впечатления, расширяются представления о фольклоре. В старшей группе продолжаем развивать такие черты личности как отзывчивость, эмоциональность, эстетическое восприятие, чему и будет способствовать углубленное знакомство с  жанрами фольклора.

В соответствии с ФГОС, организация воспитательно-образовательного процесса происходит как через непосредственно-образовательную деятельность, так и через другие формы образовательной работы с детьми. Приемы и методы организации воспитательно-образовательного процесса. При организации знакомства с жанрами фольклора широко используются практические методы обучения: игра на музыкальных инструментах, проигрывание сказок (театрализованная деятельность), пение колыбельных, пестование и потешание кукол, игровая деятельность (подвижные игры, сюжетно ролевые игры), практическую деятельность (роспись ложек, разделочных досок, изготовление тряпичных кукол.) Наглядные: рассматривание картинок, иллюстраций, просмотр презентации. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказы детей, беседы, ситуативные разговоры, разучивание произведений устного народного творчества. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю формировать представления детей о фольклоре в целом, развить при этом память, речь, воображение, творческую активность.

Предполагаемый результат:

  • Дети будут знать элементы народного костюма, головные уборы (косоворотка, кушак, кокошник, повязка, кика);
  • Познакомятся с традициями, обычаями, названиями предметов быта на Руси, календарным народным праздникам «Покров»;
  • Иметь представления об устном народном творчестве - жанрами фольклора (потешки, песенки, пестушки, загадки, заклички, приговоры, пословицы, поговорки, считалки);
  • Подробно познакомятся с видами росписей «Хохлома», «Гжель», научатся находить, подбирать элементы росписей и собирать игру - пазлы «Русские узоры».
  • Научатся расписывать ложки, разделочные доски, делать тряпичных кукол «Мотанка».
  • Смогут применить полученный опыт в игровой деятельности (считалки и зазывалки в подвижных играх, традиции и обычаи в сюжетно ролевой игре, пословицы и поговорки в наблюдениях и повседневной жизни, пестушки, потешки, колыбельные в игре с куклой и помощь маме дома с младшими детьми).

 

Взаимосвязь с родителями

Родители помогают в изготовлении элементов костюмов, подбору предметов быта для создания среды, участие в итоговом мероприятии, беседы с детьми о традициях и обычаях.

Итоговое мероприятие тематической недели: «Осенние посиделки» 

Список используемой литературы

  1. Г. Я. Кудрина, Р. В. Примакова, В. Д. Водова. Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры: из опыта работы – Иркутск, 2005 – 164с.
  2. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.: ил.
  3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др.-3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-400 с., ил.
  5. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 112 с. (Новый детский сад с любовью).
  6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158 с. : ил. / (Серия: «Из опыта педагога»).
  7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с.: цв. вкл.
  8. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 2. Программы кружков, занятия, дидактический материал / сост. Е. В. Фрицлер. – Волгоград: Учитель, 2009. – 203 с.: ил.
  9. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 88 с. (Музыка для дошкольников).
  10. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. Дет. игровой фольклор: Кн. Для учителя и учащихся / Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.-224 с.: ил.
  11. Расскажу вам интерес!.. Детский фольклор: считалки, дразнилки, мирилки, (Текст) / Н. С. Майданик, В. В. Здир, Т. А. Евтюкова. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 160 с. – (Умница).
  12. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васлиьевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
  14. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / авт.-сост. М. П. Асташина. – Волгоград : Учитель, 2012. – 110 с.
  15. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие / Под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. Образование детей).
  16. Энциклопедия детского фольклора Белый город Москва, 2008

© 2015 CopyRight МАДОУ Детский сад № 54 город Ангарск создание сайта: «Меридиан»  cnt.sputnik.ru